понедельник, 4 ноября 2013 г.

IRWIN: Подтекст живописи


"Богородица с Христом", 2012

Приближение 21 века поднимает такой вопрос: будет ли тот период, в который мы вступим через десять лет, одинаковым для всех нас?

В начале этого столетия утопическая триада – НОВОЕ ВРЕМЯ, НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, НОВЫЙ МИР – определила ту скорость, с которой возник процесс, утверждённый к настоящему времени двумя разными людьми и мирами под общим названием СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.

Фундаментальная лингвистическая структура СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, то есть МОДЕРНИЗМА, была создана в период существования разных авангардистских движений. Спускаясь в область "неэстетического", эти авангардистские движения проникли в сферу, в которую первоначально проникал ПОСРЕДНИК-ИНТЕРПРЕТАТОР-МЕДИУМ-ИДЕОЛОГ. Расцвет и упадок этих движений составил отправную и конечную точки первой, то есть УТОПИЧЕСКОЙ, стадии СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ, ограниченная периодом между двумя войнами, достигла кульминации тогда, когда тектонические силы коллективного сознания были разрушены пролетарской революцией в России и вспышкой фашистских и нацистских доктрин.

В этот период СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО получило мимолётное представление о том, как его концепция может изменить мир огнём, дымом и кровью.

Обе доктрины – ФАШИЗМ-НАЦИЗМ и КОММУНИЗМ – сочли СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО вдохновляющим методом для насильственной эстетизации и идеализации своих миров. Проблема двух этих формально идентичных миров отразила раскол: ЛЕВОЕ против ПРАВОГО, ДОБРО против ЗЛА.

Третья стадия, ПОСТУТОПИЧЕСКАЯ, началась с капитуляции ЗЛА, но не с капитуляции РАЗЛИЧИЯ, которое обозначалось, в дополнение к КОММУНИЗМУ, ФАШИЗМОМ и НАЦИЗМОМ.

ЛЕВЫЙ и ПРАВЫЙ миры, Восточная Европа с Советским Союзом и Западная Европа с Соединёнными Штатами Америки, принялись экспериментировать с двумя различными мирами и временами, которые, из-за фундаментальных отличий в своих отправных точках, фатально трансформировали в тот момент всё ещё однородное лингвистическое ядро СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.

"Сеятель II", 1988.
Надпись внизу: "DER EHRE GRÖßTEST TEIL GEHÖRT DEN SLAWEN"
(НАИБОЛЬШАЯ ДОЛЯ ЧЕСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ СЛАВЯНАМ)

Доводы, лежащие в основе убеждения в том, что ВОСТОЧНЫЙ МОДЕРНИЗМ увяз во льдах Сибири, нужно искать в методологии КОММУНИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. Он начался в 1917 году, явившись результатом веры в то, что победа пролетарской революции создала условия, в которых могло развиваться бесконфликтное общество. Как только эта вера было формально узаконена, искусство лишилось своей творческой силы и ограничилось ролью интерпретатора общества и связанной с ним идеализированной концепции. Таким образом, общество, монументальное сооружение восточного государства, стало единственной темой, к которой обращалось СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ВОСТОКА.

ВОСТОЧНЫЙ МОДЕРНИЗМ и ЗАПАДНОЕ ГОСУДАРСТВО говорят на одном и том же языке, в основе которого лежит язык авангардистских движений и их идеалистических концепций общества, функционирующего в целом как произведение искусства. Закон о ВОСТОЧНОМ МОДЕРНИЗМЕ, интерпретирующий государство как свободное от конфликтов, и закон о бесконфликтном государстве, интерпретирующий ВОСТОЧНЫЙ МОДЕРНИЗМ, стали бессмысленными. Искусство было увлечено образом государства и вынуждено было с ним же и чахнуть.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ очистил пространство и остановил время, овладев им в статическом и постоянном переживании революционного триумфа в то время, когда триада настоящего дня – НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ и ИСКУССТВО – объединена верой в то, что она ушла за горизонт и заняла свободный трон Бога.

Процессия в Скопье, 2008
Принципы взаимодействия требуют постановки другого вопроса: к каким крайностям привело развитие КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ЗАПАДА на КОММУНИСТИЧЕСКОМ ВОСТОКЕ?

Что касается общих отправных точек СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, то обстоятельства, при которых развивался ЗАПАДНЫЙ МОДЕРНИЗМ, были во многом противоречивы. Тем не менее, ЗАПАДНЫЙ МОДЕРНИЗМ также сохранил лингвистический код, который был создан в течение утопической стадии. В отличие от КОММУНИСТИЧЕСКОЙ системы, КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ расценивает этот код как странный, враждебный и нацеленный на ниспровержение самой основы системы.

КАПИТАЛИЗМ, столкнувшийся с этим противоборством, использует в своих интересах гиперфункциональность интерпретаторов-медиумов, которые ежедневно переводят лингвистические категории капитализма, превращая их подрывную сущность в рыночные цены. Следовательно, действия этих средств массовой информации отражены в инфляционном ускорении ЗАПАДНОГО ВРЕМЕНИ и в империалистической сути ЗАПАДНОГО ПРОСТРАНСТВА. Разлагающее вмешательство инфляции времени в структуру ЗАПАДНОГО МОДЕРНИЗМА наиболее очевидно в инфляции "-измов", в производстве ПРИСТАВОК для одних и тех же СУФФИКСОВ.

Демоническая сила символа на Западе возросла, на Востоке тоже. Во время холодной войны многие художники эмигрировали на Запад, и никого не удивляла ложная убеждённость в том, что СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО, не важно, восточное или западное, настолько универсально, что классифицировано под общим названием: течение + ИЗМ. Доказательство того, что эта убеждённость лишь отражает империалистическую суть Запада, может быть наглядно продемонстрировано тем фактом, что после 1925 года закон о применении символа был усовершенствован, а его действие проконтролировано самое большее в пяти западных странах.

Мы можем завершить исследование ПОСТУТОПИЧЕСКОЙ стадии в СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ утверждением о том, что два различных контекста, в которых проводились ЗАПАДНЫЙ и ВОСТОЧНЫЙ эксперименты, лишили СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО его международного характера, каждый в своей собственной области, ОТЧУЖДАЮЩЕЙ его от религиозно-УТОПИЧЕСКОЙ функции. С ВОСТОЧНЫМ временем, законсервированным в ПРОШЛОМ, и ЗАПАДНЫМ временем, остановившемся в НАСТОЯЩЕМ, СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО потеряло свой движущий элемент – БУДУЩЕЕ. Общепринятая интерпретация текущего крушения восточных режимов скрывает обоюдно поддерживаемую иллюзию, что мир будет одинаково эволюционировать к правительству ЗАПАДНОГО типа.

Как художники с ВОСТОКА, мы заявляем, что невозможно отменить несколько десятков лет ВОСТОЧНОГО опыта и нейтрализовать его жизненный потенциал.

Развитие ВОСТОЧНОГО МОДЕРНИЗМА от прошлого к настоящему будет пронизывать БУДУЩЕЕ. БУДУЩЕЕ – это интервал времени, обозначающий различие.

Понимая, что история искусства является историей не различных внешних форм, но историей символов, мы требуем, чтобы этому РАЗЛИЧИЮ было дано название.

НАЗВАНИЕ ВОСТОЧНОГО ИСКУССТВА – ВОСТОЧНЫЙ МОДЕРНИЗМ.

НАЗВАНИЕ НАШЕГО МЕТОДА – РЕТРОГАРДИЗМ.

Eda Čufer & Irwin


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...