воскресенье, 18 мая 2014 г.

Ганс Рудольф Гигер: Чужая энергия Ужаса.




12 мая 2014 года умер Ганс Рудольф Гигер. Когда умирают такие люди как Гигер, остается странное ощущение, которое я никак не могу описать словами. На первый взгляд, само появление на свет таких медиаторов с потусторонним уже вызывает неловкие чувства отчужденности от этого мира. Причем, непонятно, кого большего: художника или наблюдателя. Со смертью же таких людей приходит подлинное ощущение оставленности в этом мире, может быть даже, инфантильная зависть, дескать, сукин сын обманул нас всех!

Когда я первый раз увидел его картины, еще ребенком, мне стало так не по себе, что я немедленно удалился от источника этой мерзости, на долгие годы запретив себе подобное любопытство. Фильм "Чужой" был для меня просто под запретом, это было абсолютное кино для взрослых. Когда, много лет спустя, я увидел лицо самого Гигера, я понял, что у этого человека действительно не все в порядке с головой. На тот момент мое мировоззрение находилось в строгих рамках либерального психоанализа, для меня не существовало ни смысла, ни понятия его глубинности. Гитлер, Сталин, Чикатило, тот же Гигер, - все раскладывались по полочкам, с помощью моего любимого (и, как оказалось позже, самого тупого) инструмента: психоанализа. К нему, хоть и с другой стороны, но мы еще вернемся.

Сейчас, когда для меня не существует ничего, что бы заставило мой взгляд дрогнуть: ни одно сексуальное десадовское извращение, ни одно видео с отрезаемой головой, ни одна сцена пытки, ни, тем более, один фильм ужасов, я начинаю задумываться: в чем отличие страха взрослого человека от страха ребенка.
Я замечательно помню те ощущения, которые я испытывал, случайно увидев какую-нибудь страшную сцену, коих в 90-х годах на наших экранах стало совсем не мало. Связан ли такой страх ребенка со страхом взрослого человека? Я думаю, что нет. Для ребенка, наблюдение подобных сцен насилия и извращения вызывает ужас только потому, что открывается ему только на уровне его психологического комфорта. Для мировоззрения ребенка, полного беззаботности, не существует ни смысла, ни разрыва с ЭТИМ миром и ТЕМ. Поэтому все извращения, которые может делать ребенок, как например, мучение животных, не накладываются на его глубинную психологию (я использую этот термин за неимением лучшего), потому что она у него попросту закрыта, присутствуя в нем как нераскрытый цветок, как жемчужина в раковине. Ребенок не понимает, что он делает плохо, потому что в нем вообще отсутствует любой дуализм, любой раздвоение, его сознание гомогенно, даже более того: его сознание не делает различия между своим и чужим, для ребенка не существует чужого.
Плотное гомогенное сознание ребенка, в котором отсутствует ЧУЖОЕ, для взрослого человека является пределом мечтаний. Такое сознание ребенка абсолютно религиозно. Ребенок не делает различий, точно также как человек в раю не делал различий. Только Бог дал возможность человеку нарекать вещи своими именами, "наградив" тем самым человека возможностью различения, разорвав его сознание, сняв недвойственность. В психоанализе подобная "награда" называется "травмой". Поэтому практически все как религиозно-метафизические учения, так и психологические школы пытаются вылечить эту "травму", которую нанес Бог человеку. Конечный итог такого лечения - это уничтожения разрыва, уничтожения понятия ЧУЖОЙ, достижения того безмятежного райского состояния, которое было у человека в Эдеме. Отсюда такая ностальгия взрослого человека по детству, по своей колыбели.

Причина отличия ужаса ребенка от ужаса взрослого (а, лучше сказать, попросту человека) хорошо объясняется на примере определения Зла в христианской теологии: самого Зла в Христианстве не существует, Зло - есть умаление Добра, тогда как Добро пронизывает все в нашей вселенной (в христианстве эта тема глубоко разобрана, а на мой взгляд, "заболтана"). Так и для ребенка - не существует зла, не существует отличия.

Подлинное ощущение ужаса для человека приходит с осознанием ЧУЖОГО. Чужой портит, извращает, уничтожает, разрывает, пожирает. Поэтому опыт ЧУЖОГО всегда связан с ощущением ужаса и с вневременным наступлением безумия.
Именно этот намек на беспокойное присутствие безумия воплотил в своем творчестве великий немецкий художник Ганс Рудольф Гигер. Не само безумие, но лишь намек на его возможность. Самого Гигера на протяжении всей жизни мучали страшные кошмары, девушка с которой он встречался несколько лет, закончила жизнь самоубийством. Предельно одинокий, художник дожил до 74 лет, что свидетельствует, что такой визионер как Гигер является человеком со стальными нервами, готовым маршировать навстречу своему безумию через любые кошмары и любой ужас. Другой бы просто достал револьвер и вышиб мозги.
Причина смерти Ганса Рудольфа также нелепа и абсурдна как и та иллюзия мира в которой он творил: Гигер скончался от травм, полученных в результате падения с лестницы.

Только безумие, только энергия абсолютного ужаса уничтожит иллюзию мира и даст выход на черное сияние реальной Смерти. Я не знаю, прошел ли Гигер свой путь до конца, и где наступает для нас и для каждого из нас этот реальный конец. Но творчество Гигера, воплощенное для нас через его опыт ужаса, намекает нам, живым, на беспокойное присутствие Чужого.
Спокойной ночи, гер Гигер.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...